16+
Найти
Например, эпиляция
Выбирай узнал, что…
Все новости
 

«ИНОЕ/НАИВНОЕ» - впервые в Екатеринбурге новый фестиваль.

17 мая в Екатеринбурге стартует фестиваль наивного и аутсайдерского искусства «ИНОЕ/НАИВНОЕ».

14 мая 2025 года

«ИНОЕ/НАИВНОЕ» - впервые в Екатеринбурге новый фестиваль.

Екатеринбургский музей изобразительных искусств и его подразделение Музей наива уже десятилетие остается главной институцией за пределами столиц, системно изучающей, сохраняющей и продвигающей творчество непрофессиональных художников. Именно поэтому музей стал инициатором фестиваля «ИНОЕ/НАИВНОЕ», популяризирующего альтернативные художественные вселенные, где главным критерием становится не техническое мастерство, а непосредственность авторского высказывания.

В рамках фестиваля развернутся 11 выставок и 5 интервенций в трёх зданиях Музея ИЗО – в Главном корпусе, Центре «Эрмитаж-Урал» и Музее наива, а также на четырёх площадках партнеров: в Музее Андеграунда, Галерее «ПоЛе», Аукционном доме «Татьянин День» и Международном центре искусств «Главный проспект». Также до конца тёплого сезона ресторан Forest организует уличную выставку, воспроизводящую лучшие произведения наивного искусства из собрания ЕМИИ.

Более тысячи произведений сотни наивных авторов, представленных в рамках фестиваля, отразят многогранность непрофессионального искусства, преодолевая временные, географические и стилистические границы.

В то время как в академической среде продолжаются дискуссии о терминологии – наив, аутсайдер-арт, ар-брют, маргинальное или интуитивное искусство, – сами произведения живут вне категорий, утверждая свою ценность через непосредственность, искренность и свободу от канонов.

География фестиваля охватывает многие города России, ключевые из них – Москва, Санкт-Петербург, Казань, Ярославль, Тюмень. Проект представит наивное искусство различных культур, что подчеркивает его разнообразие и универсальность. Посетители смогут увидеть работы армянских художников из коллекции ключевого партнера фестиваля – Армянского Музея ТАПАН (Москва), уникальные явления культуры Татарстана привнесут произведения, собранные в кураторском проекте из Казани.
С наивным искусством можно будет познакомиться не только в рамках специальных выставочных проектов, но и через интервенции в музейные экспозиции русского классического авангарда, западноевропейского и отечественного искусства. Такое соседство позволит понаблюдать за тем, как наивное искусство взаимодействует с профессиональным, какие новые смыслы рождает этот диалог.
Фестиваль станет ярким событием лета 2025 года, продемонстрирует не только знаменитые музейные и частные коллекции наива и аутсайдер-арта, но и презентует в поле другого искусства новые имена самобытных художников. Для зрителей он станет уникальной возможностью рассмотреть всю многогранность этого спонтанного и искреннего искусства – от деревянных миниатюр Альберта Коровкина до монументальных живописных полотен знаменитого Павла Леонова. Среди работ фестиваля – уже полюбившиеся зрителю яркие картины Альфрида Шаймарданова, Алевтины Пыжовой, Василия Григорьева, а также созданные специально для фестиваля фантастические арт-объекты молодых художниц Кати Пуховой и Риты Софт; также будут представлены художники-резиденты проекта «Аутсайдервиль» и звёзды коллекции Владимира Гаврилова «ИНЫЕ».

Фестиваль также обращен к научному и коллекционерскому сообществу. В рамках симпозиума теоретики и практики обсудят феномен «другого» искусства, его место в современной культуре и проблемы интерпретации. А на аукционе «НАИВ/БРЮТ», который пройдет 25 мая в Аукционном доме «Татьянин день», начинающие коллекционеры смогут приобрести работы, открывая для себя новый сегмент отечественного арт-рынка.

ВЫСТАВОЧНАЯ ПРОГРАММА ФЕСТИВАЛЯ «ИНОЕ/НАИВНОЕ»

«Вечереет…».
Живопись Нины Габриэлян. Из коллекции армянского музея «Тапан» и авторского собрания
Главное здание ЕМИИ, Северная антресоль
17 мая — 13 июля

Живописный мир Нины Габриэлян завораживает зрителя игрой цвета и света. В красочных холстах автора искушенный зритель увидит солнечную пестроту Мартироса Сарьяна, мозаичность и мистицизм Михаила Врубеля, стихийность и фактурность известного художника армянского происхождения Бориса Отарова, который и посоветовал ей начать заниматься живописью. Несмотря на то, что Нина Габриэлян обратилась к изобразительному творчеству в зрелом возрасте, она, без сомнения, прирожденный живописец, о чем писала и сама: «Я всегда, с самого детства, была очень чувствительна к цвету. Он притягивал меня и завораживал. Он говорил мне нечто такое, что было глубже, чем слова…».
Подобно живописи, цитируемая в экспозиции поэзия Нины Габриэлян глубоко пропитана цветом, образы не только окрашены, но и переживают живописные метаморфозы: костры «расцветают», бредут «лиловые» буйволы, остывает «красная» вечерняя пыль, покой «дымно-лиловый», бык «меднорогий», «бронзовый» зной колышется и плавится…
Всего на персональной выставке представлено 44 живописных произведения художницы из собственного собрания и коллекции Армянского музея ТАПАН, благодаря которому реализован проект.

«Наивный племянник авангарда». Живопись Владимира Богданова.
Главное здание ЕМИИ, постоянная экспозиция русского авангарда
17 мая — 27 июля.

Наряду со знаменитой композицией «Супрематизм» Казимира Малевича в постоянную экспозицию русского авангарда Музея ИЗО включены пять работ его племянника – наивного художника Владимира Богданова, предоставленные московским частным собранием Владимира Мороза и Анны Годик.
Таким образом, наивное искусство, которое служило источником вдохновения и визуального поиска для авангардистов, теперь вступает с ним в диалог на равных, соседствуя в экспозиции классического музея.
Через сопроводительные тексты экспозиции можно погрузиться в воспоминания наивного автора о его встрече с Малевичем, раскрывающие влияние великого авангардиста на творчество и судьбу племянника.

«Огнем и светом». Живопись Гаянэ Шушеци
Главное здание ЕМИИ, постоянная экспозиция Отечественного искусства ХХ века
17 мая — 27 июля.

В качестве интервенции в постоянной экспозиции отечественного искусства XX века будут представлены пять полотен Гаянэ Шушеци – необыкновенно яркой и солнечной армянской художницы, родившейся в азербайджанском городе Шуша. В 1988 году ее семья была вынуждена переехать, однако память о родном городе сохранилась в творческом псевдониме художницы.
Несмотря на пережитые трагедии, на своих полотнах Гаянэ создает прекрасные фантазийные миры, полные света, ярких красок и музыки. Гаянэ добивается особой выразительности живописной фактуры, используя вместо кисти мастихин.
Произведения Гаянэ Шушеци из собрания Армянского музея ТАПАН, попавшие в Россию в виде свёрнутых в рулоны холстов, были натянуты на подрамники и законсервированы художниками-реставраторами ЕМИИ специально для фестиваля.

«Толстой, Мороз и другие…».
Наивное искусство из собрания Владимира Мороза и Анны Годик
Центр «Эрмитаж-Урал», Большой выставочный зал
17 мая — 27 июля.

Экспозиция представит 100 произведений из крупнейшего в России частного собрания наивного искусства, сформированного московским художником и коллекционером Владимиром Алексеевичем Морозом и позиционирующегося как «Музей народной живописи». Ныне собранием продолжает владеть вдова собирателя – Анна Годик.
Выставка, осуществлённая при кураторской поддержке Кирилла Светлякова, содержит восемь разделов, каждый из которых посвящён одной фигуре: писателю Льву Толстому, чьи идеи стали идеологической основой коллекции, самому Владимиру Морозу, а также шести авторам из его собрания – выдающимся представителям наивного искусства, таким как Николай Комолов, Павел Леонов, Анастасия Дербенёва, Любовь Майкова и Василий Григорьев.
Название выставки подчёркивает равенство её героев – все они представлены как «другие» художники, чьё творчество выходит за любые институциональные рамки и традиционные каноны искусства.
В экспозиции также можно ознакомиться с изданиями Владимира Мороза, посвящёнными наследию Льва Толстого и исследованию феномена наивного искусства.

«Европейские каникулы». Живопись Константина Мурадова.
Центр «Эрмитаж-Урал», экспозиция западноевропейского искусства.
17 мая — 27 июля.

Ещё одна интервенция, на сей раз в постоянной экспозиции западноевропейского искусства Эрмитажа-Урал, представит шесть произведений художника армянского происхождения Константина Мурадова.
В творчестве Константина Мурадова ощущается влияние художников-модернистов начала ХХ века. Он не копирует физические объекты реального мира на холст, а передаёт свой чувственно-эмоциональный опыт. Особенно интересны итальянские композиции с Болоньей. Именно в итальянской серии, чувствуется собственная художественная манера и живописная палитра автора: теплая, насыщенная цветом дрожащих мазков и декоративностью переплетающихся линий.
Выставочный проект реализован при поддержке Армянского музея ТАПАН, который предоставил произведения Константина Мурадова из своего собрания, частной коллекции Астхик Авагян и собственности художника.

«Тигр домашний обыкновенный среди диковинных цветов».
Инсталляция арт-объектов Риты Софт.
Центр «Эрмитаж-Урал», холл 1-го этажа.
17 мая — 7 сентября.

В современном интерьере музейного холла Рита Софт создает альтернативную реальность, где властвует воображение художника. Специально созданная для фестиваля «ИНОЕ/НАИВНОЕ» инсталляция – это фантазийный ландшафт, подчиненный строгой логике: цветы, которые в жизни нежны и хрупки, здесь превращаются в архитектурные конструкции, а тигр – символ дикой свободы – становится пленником в музейном пространстве. Рукотворный мир Риты Софт сочетает техники авторской вышивки и пэчворка. За кажущейся лёгкостью форм – многочасовой труд, превращающий инсталляцию в манифест человеческого усилия.

«Красивая лошадка-человеческие руки и падающие звезды»
Инсталляция арт-объектов Кати Пуховой.
Центр «Эрмитаж-Урал», холл 2-го этажа.
17 мая — 7 сентября

В пограничном пространстве музейного атриума, где искусство встречается с повседневностью, Катя Пухова визуализирует вселенную из собственного трогательного стихотворения. Художница даёт возможность взаимодействовать с грустным, но прекрасным существом – одинокой лошадкой, живущей на небесах и протирающей звезды руками. Эта рукотворная интерактивная инсталляция, напоминающая гигантскую мягкую игрушку, выражает принятие художницей своей инаковости, творческого одиночества, где грусть превращается в красоту, а изоляция – в созидание. Объект был создан специально для фестиваля «ИНОЕ/НАИВНОЕ».

«Специалисты по Раю». Наив из коллекции Ксении Богемской и Алексея Турчина.
Музей наивного искусства.
17 мая — 20 июля.

Одну из экспонентов выставки, художницу Елену Волкову, с лёгкой руки не то искусствоведов, не то журналистов окрестили – «главный специалист по Раю». Так родилось название проекта, ведь так справедливо называть как наивных художников, так и тех, кто находит настоящие народные дарования. Главным открывателем, неутомимым исследователем наивных художников в России была искусствовед и коллекционер Ксения Георгиевна Богемская (1947–2010), представившая миру красоту русского наива.
Выставка предлагает зрителю возможность познакомиться с избранными произведениями отечественного наива из собрания Ксении Богемской и её сына Алексея Турчина, которое начало складываться в середине 1980-х годов, когда Богемская вела активную кураторскую деятельность, предпринимая шаги по включению российского маргинального искусства в международный контекст – на выставках конца 1990-х годов в Братиславе, Германии, Нидерландах, Швейцарии и Великобритании, а также Нью-Йорке.
Выставка представит произведения наиболее значительных художников русского наива: сконструированные миры Павла Леонова, народные идиллии Василия Григорьева, экспрессивные мифологемы Александра Белых, колоритные праздники Вагана Сакияна, «архаичные муралы» Василия Романенкова, дивные скворечники Владимира Зазнобина, «говорящих» рыб Елены Волковой, уральские пейзажи Михаила Ржанникова, тропические леса Алевтины Пыжовой и многие другие чудеса наивного искусства.

«OUTвижн». Художники-аутсайдеры проекта «Аутсайдервиль».
Музей Андеграунда.
17 мая — 29 июня.

Проект представит более 50 оригинальных произведений 19 талантливых художников-аутсайдеров, среди которых – уже признанные за рубежом Юра Зелёный, Мария Маломашина и Александр Савченко, а также другие самобытные авторы. Термин аутсайдер-арт (outsider art), сформулированный в 1972 году, объединяет творчество нейроотличных художников, которые в силу разных обстоятельств – психологических, социальных или физиологических исключены из общества. При этом современные художники-аутсайдеры необязательно имеют психопатологический опыт. Их искусство другое, оно ориентировано на внутренний мир автора, находящий отражение порой в самых неожиданных формах.
Название проекта подчеркивает иной, отличный от конвенционального искусства взгляд художников-аутсайдеров. Их творчество исключено из магистральной линии развития искусства, но продолжает существовать рядом, ориентируясь не на правила, нормы и моду, а на интуитивные поиски в области визуальных искусств. На протяжении десятилетия проект «Аутсайдервиль» (Санкт-Петербург) оказывает всестороннюю поддержку людям с ментальными особенностями, занимающимся творческими практиками. За плечами некоммерческой организации – серьёзный опыт проведения выставок и арт-экспедиций, способствующих самоопределению и институционализации аутсайдер-арта в России.

«Ангелы и их соседи…».
Неонаивная живопись и досочки Дмитрия Бухрова.
Галерея ПоЛе.
17 мая — 13 июля.

Персональная выставка известного московского художника Дмитрия Бухрова представит 44 произведения автора, в том числе ранее не экспонировавшиеся, выполненные акриловыми и масляными красками как на холсте, так и на деревянной основе – в форме объектов-досочек.
Ангелы – центральные персонажи мира художника – не канонические небожители, а соседствующие с людьми полноправные участники человеческой комедии, где вечные вопросы переплетаются с повседневностью.
Дмитрий Бухров, имея обширное портфолио тату-художника, блестящий мастер визуальных метафор, за внешней простотой которых скрывается глубина. Его юмор не поверхностен: это способ говорить о серьёзном без тяжеловесности. Картины балансируют между сатирой и лирикой, буквализмом (когда фразы или образы воплощаются с почти детской прямотой) и тонкой игрой смыслов.
Названия картин для автора – не просто подписи, а часть художественного высказывания. Они задают нарратив, превращая каждую работу в новеллу, которую можно «читать», открывая новые смыслы. Отсылки к культурным кодам, библейским мотивам, городской и сетевой эстетике создают многослойность, где высокое и повседневное сосуществуют на равных.
В рамках фестиваля у ценителей наива будет возможность не только познакомиться, но и приобрести работы художника, благодаря размещению проекта на галерейной площадке.

Предаукционная выставка «НАИВ/БРЮТ».
Аукционный дом «Татьянин День».
16 – 24 мая.

Всего неделю в Аукционном доме «Татьянин день» будет идти специальная предаукционная выставка, включающая 40 тщательно отобранных лотов. Завершится проект 25 мая аукционом, который станет значимым событием не только для коллекционеров, но и всех ценителей свободного от академических условностей искусства.
Среди лотов найдутся произведения, обладающие музейной ценностью, например «Петух» хорватского мастера Мато Тота, выполненный в технике подстекольной живописи. Любителей декоративной пластики заинтересуют стеклодувные скульптуры Альберта Коровкина – всемирно известного классика уральского наива.
Ностальгические полотна Ольги Лобановой переносят зрителя в ушедшую эпоху деревенского быта, а гаитянский наив поражает жизнеутверждающей яркостью и простотой форм. Особого внимания заслуживают динамичные композиции с петухами Нины Горлановой, наполненные энергией фактурного авторского мазка, а также «Ангелы» Виктора Тимофеева, уже ставшие визитной карточкой российских арт-аукционов.
Отдельный акцент сделан на современных авторах из Екатеринбурга, чьи работы расширяют границы аутсайдер-арта. Иван Копылов создает выразительные образы серьезных животных, а Алиса Звонарёва исследует телесность и эмоциональные состояния через призму интуитивной живописи.
Стартовая цена большинства лотов – от 1 рубля, что делает аукцион доступной площадкой как для опытных коллекционеров, так и для тех, кто только начинает знакомство с «другим» искусством. География участников охватывает Хорватию, Доминиканскую Республику и ключевые художественные центры России – Москву, Санкт-Петербург, Казань, Екатеринбург, Пермь, Нижний Новгород, Ярославль и Петрозаводск.

«Казанский наив». Произведения из мастерских художников.
Главный проспект.
25 мая — 13 июля.

25 мая, через неделю после старта «ИНОГО/НАИВНОГО», в Международном центре искусств «Главный проспект» состоится вторая волна фестивальных событий – откроются сразу два масштабных проекта: «Казанский наив» и выставка избранных произведений из собрания ЕМИИ «Какой наив!».
Кураторский проект, собранный экспертом фестиваля Диной Ахметовой, представит наивное искусство Казани, воплощенное в творчестве художников Сергея Максимова, Виктора Тимофеева, Рашида Тухватуллина, Альфрида Шаймарданова, Гульнары Шакировой, Альберта Шиабиева. Их работы на первый взгляд кажутся совершенно разными, однако, многие качества их сближают – интуитивный подход, яркие насыщенные цвета, «детский» рисунок или упрощенные формы.
Содержание проекта поражает своей стилистической многогранностью, которую дополняет ярко выраженный национальный элемент, редко встречающийся в столь отчетливой форме в других уголках России. Если рассматривать региональный вариант наивного искусства, то в Казани обычный для большинства наивистов бытовой жанр не прижился, однако, заметно влияние этнического, фольклорного или метафизического, а также «высокого» искусства, представляющих собой особый тип диалогического взаимодействия наивного искусства с другими типами культуры.

«Какой наив!».
Избранные произведения из собрания Екатеринбургского музея изобразительных искусств.
Главный проспект
25 мая — 13 июля.

На протяжении десяти лет Екатеринбургский музей изобразительных искусств активно комплектует коллекцию наивного искусства. Основу этого раздела музейного собрания было положено даром Евгения Ройзмана*, который в 2015 году передал более пятисот произведений наивного искусства музею и городу. Традиция доброго дара, с которого началась история Музея наива, была продолжена: за последние годы в коллекцию поступило более пяти сотен новых предметов – даров художников, коллекционеров, наследников.
На выставке «Какой наив!» представлено 50 живописных произведений наивных художников разного времени – от рубежа ХIX–XX веков до наших дней, и разных судеб – от авторов, чьи имена остались неизвестными, до художников, снискавших всемирную славу.
Содержательно выставка делится на несколько разделов, показывающих разные стороны наивного искусства. Это ранний анонимный наив и наивные копии (работы, созданные в конце XIX и первой половине XX века неизвестными народными умельцами в стремлении украсить свой быт, некоторые из них выполнены со знанием приемов и техник традиционных русских росписей); советский наив (как художественная реакция на смену политического и социального строя, отмеченная своеобразной узнаваемой эстетикой и введением в живопись новых героев и тем); наивные историко-этнографические серии (произведения, созданные авторами, возложившими на себя непростую задачу – правдиво и наглядно рассказать об истории края, культуры и народа); современный наив, отражающий актуальный художественный процесс последних двух десятилетий.
* Признан Минюстом РФ иностранным агентом.


Уличная галерея наива из собрания ЕМИИ.
Ресторан Forest.
Май – октябрь 2025.

В рамках фестиваля «ИНОЕ/НАИВНОЕ» весь тёплый сезон на набережной Исети у ресторана Forest (ул. Горького, 36) будет доступна галерея под открытым небом – воспроизведения лучших произведений из собрания наивного искусства Екатеринбургского музея изобразительных искусств. Каждая картина сопровождается коротким описанием.
Для уличной выставки были выбраны 10 работ художников-наивистов, среди которых Александр Лысяков, Альфрид Шаймарданов, Алевтина Пыжова, Альберт Коровкин, Алексей Языков, Юрий Шеров, а также звёзды хорватского наива – Дражен Тетец, Иван Веченай и Мийо Ковачич.
Цель открытой галереи, инициированной рестораном – напоминать горожанам и рассказывать гостям города о наивных шедеврах, которые хранятся в Екатеринбурге.
В рамках коллаборации рестораны Resta Management («Паштет», «Гурмадзе», Forest) введут в меню специальные напитки и блюда по мотивам наивных произведений. В ресторане «Паштет» появится свекольник с подкопченым ростбифом и сорбе из горчицы, где гости сами смогут поучавствовать в создании блюда; в ресторане «Гурмадзе» можно будет попробовать десерт-оммаж на картину Александра Лысякова «Полина» с муссом из белого шоколада с ванилью и малиновым конфи; в ресторане Forest будет представлен коктейль по мотивам картины Альфрида Шаймарданова «Цикута цветет. Кот Манул» – яблочный милк-панч с пеной из петрушки.
Наивные блюда можно будет попробовать в рамках коллаборации с 16 мая по 1 июня.

«Этнофлористический симметризм».
К 70‑летию Андрея Цымбала. Из коллекции аутсайдер арта ИНЫЕ
Главное здание ЕМИИ, Северная антресоль.
18 июля — 7 сентября.

Стартовав в середине мая, фестиваль «ИНОЕ/НАИВНОЕ» продлится до осени: так, на смену персональной выставке Нины Габриэлян «Вечереет...» придёт монографический проект Андрея Цымбала, одного из самых ярких, узнаваемых и глубоких представителей российского аутсайдер-арта. Поводом для показа графических произведений художника из крупнейшего собрания искусства аутсайдеров в России «ИНЫЕ» стал 70-летний юбилей художника.
Графика Андрея Цымбала – это символические автобиографии, где личная драма (детство в ссылке, война, разрыв с семьей) переплавляется в универсальные образы-архетипы. Художественная манера Цымбала – это гипнотическое переплетение орнаментальных структур, где спирали и меандры становятся каркасом композиции; метафорических образов (птицы-души, ключи-судьбы, реки-времени), восходящих к архетипам коллективного бессознательного; и автоматического рисунка – линии словно возникают спонтанно, следуя внутреннему ритму.

«НЛО – время неопознанных колокольчиков». Стихографика Михаила Ураева.
Музей наивного искусства.
28 июля — 5 октября.

Первая персональная музейная выставка карельского художника Михаила Ураева (1951–2025) пройдет в Музее наивного искусства в рамках фестиваля другого искусства «ИНОЕ/НАИВНОЕ».
Михаил Ураев – самобытный художник из Петрозаводска, чьи работы стали мостом между авангардными традициями и современным ар-брютом. Автор разработал уникальный синтетический язык, где геометрическая графика (кубистические композиции) сливается с поэтическими текстами. Используя шариковую ручку, карандаш и фломастеры «он рисовал мир изнутри – так, как видят атомы».
Его художественный метод напоминает медитативный ритуал или перформанс: художник покрывал листы и обертки мелкой сеткой штрихов, превращая их в визуальные партитуры. Линии часто наслаиваются, создавая эффект вибрации – будто изображение вот-вот сдвинется с места.
Ураев создал более 1000 графических листов, альбомов и блокнотов объединяющих образ и слово. Через призму собственного мифа он продолжал традиции Малевича и Кручёных, прославлял имена мировых художников: авторов наскальной живописи, Ван Гога, Ивана Селиванова, Нико Пиросмани, Михаила Шемякина и многих других.


↑ Сейчас
«ИНОЕ/НАИВНОЕ» - впервые в Екатеринбурге новый фестиваль.
Написать комментарий

Написать комментарий

Читайте также

Музей истории ЗАГС и сотня других площадок примут участие в ежегодном культурном проекте «Ночь музеев в Екатеринбурге».

Посетителей Ночи музеев ждут выставки, экскурсии и другие события в необычное время.

13 мая