Наша рецензия на фильм «Бендер: Начало»
28 июня 2021 года
24 июня в прокат вышел фильм «Бендер: Начало» с Сергеем Безруковым, Александром Цекало, Юлией Рутберг, Гариком Харламовым и молодым актером Арамом Вардеваняном. Рассказываем, какой получилась первая часть трилогии о становлении Остапа Бендера.
Россия, 1919 год. Юный Ося Задунайский развлекает зрителей монологами из Гамлета в сомнительном заведении. Совершив глупый импульсивный поступок, он вынужден скрываться от местных бандитов. В бегах жизнь сталкивает его с авантюристом и мошенником Ибрагимом Бендером. Герои объединяются чтобы найти реликвию — дорогостоящий жезл.
При просмотре картины возникает ощущение, что ее создатели хотели снять три разных фильма. Один — о гражданской войне со всей ее жестокостью. Второй — криминальный, чтобы одновременно как в «Острых козырьках», «Подпольной империи» и фильмах Гая Ричи. Третий — об Индиане Джонсе русского разлива. Но при этом и о Бендере не забыть. В итоге получился некий монстр Франкенштейна, сборник стилистически разных сцен, которые связаны только сюжетом.
Кровавая перестрелка в первые пять минут фильма, жестокие криминальные разборки, политические расстрелы, и где-то на заднем плане — шутки и гэги, которых в первую очередь ожидаешь от фильма о любимом комедийном персонаже. Все вместе смотрится натянуто и несбаласированно. То ли смеху нет места в бойне, то ли боевик неуместен в том, что должно быть комедией об обаятельных авантюристах.
Ибрагим Бендер напоминает сразу и Индиану Джонса, и Джека Воробья. Махновцев победит, артефакт спасет, физическую силу продемонстрирует, и все это с эгоистическими намерениями и хаотической энергией пиратского прототипа. Ассоциации вызывает и музыка: она похожа на саундтрек к «Пиратам Карибского моря».
Главные герои пассивны. Они попадают в передряги, но сами практически ничего не делают, кроме трюков с газетками и переодеваний. Кто-то или что-то их выручает: то власть сменится, то девица спасет, то пуля отрикошетит. Обстоятельства всегда складываются в их пользу, и за такими героями неинтересно наблюдать. Для искусного мошенничества требуется изобретательный ум, но герои демонстрируют его неубедительно, и зритель не получает ответа на вопрос, как Остап становится великим комбинатором и чему его учит Ибрагим.
Лучшим персонажем в итоге оказывается сыгранная Юлией Рутберг мать возлюбленной Остапа. За пару минут экранного времени великолепная игра актрисы полностью раскрывает характер героини и ее трагедию. Приятным сюрпризом оказался Арам Вардеванян, воплотивший образ идеалиста Оси. Характер его героя развивается интересным образом и оказывается не таким простым, каким преподносится в самом начале.
Съемки, цвета, монтаж и спецэффекты на уровне, динамика и масштабность держат внимание зрителя. Если бы не слабые места в сюжете и попытка впихнуть в картину стилистически несочетаемые элементы, можно было бы назвать ее хорошей.
Будь это самостоятельная история, а не рассказ о молодости Остапа Бендера, фильм смотрелся бы лучше. Переосмысление героя, обожаемого поколениями читателей и зрителей, — сложная и рискованная задача, и в данном случае риск не оправдался. В картине не чувствуется любви к первоисточнику и к воплощенным на советском экране Бендерам. Фильм лишает Остапа невинности (во всех смыслах), а это неотъемлемая часть образа любимого нами обаятельного мошенника.
Студия мужской эстетики «Мороз по коже»
Автор: Анна Шелепанова