30 января 2014 года
В Екатеринбурге открылась первая галерея уличного искусства «Свитер». 24 января все желающие могли ознакомиться с экспонатами выставки и пообщаться о работах с их авторами. «Выбирай» не упустил свою возможность и подготовил для вас небольшой отчёт с мероприятия.
Уличное искусство на Урале – очень развитая культура этого морозного края. Многие художники из Екатеринбурга уже давно стали известны за пределами Свердловской области, а чьи-то работы отмечают на мировых выставках.
Но как поддержать искусство и дать ему развиваться? Четыре года назад у нас придумали «Стенографию» - уральский фестиваль уличного искусства, где мастерам стрит-арта отводится значительная территория. Работы со «Стенографии» попадают в сеть, часто публикуются на зарубежных ресурсах и просто радуют глаз каждый день. Но поверьте, даже такие рисунки способны «изменить на свой вкус» незатейливые жители города.
К счастью, художники сами нашли выход. Собравшись вместе, они связали «Свитер» - первую на Урале галерею уличного искусства. Открытие прошло громко, с очень осмысленной выставкой «Соседи», которая продлится целый месяц.
И сейчас, в эти жуткие морозные будни, я приглашаю вас на небольшой экскурс, чтобы понять, как наши соседи сумели воссоздать частичку себя в этом загадочном помещении.
Сказать по секрету, в первый день ажиотаж был, как на открытии первого «Макдональдса». Люди ломились в дверь, расталкивая всех на своём пути. Это были не только друзья и родные художников, в большинстве своём гости пришли просто посмотреть.
Галерея расположилась на Пушкина, 12 - место, где некогда был клуб «Посторонним В». Пропустить трудно, но, что самое главное: здесь осталась частичка бывшего заведения. Но об этом позднее.
Переступив порог, вы сразу попадаете в подъезд. А это, друзья мои, самый натуральный «уральский падик» с неприличными надписями, обгоревшим потолком и исцарапанными стенами. Вязать «Свитер» начали именно тут, с работы Андрея Колоколова, Макса Парфенова и Кости Рахманова «Копирайтеры Уралмаша».
А выше всех нарисован Евгений Ройзман: мэр города смотрит на нас с потолка заведения. Какова метафора?
Задирайте голову - не пропустите.
Минуя подъезд, мы проникаем в арт-лабиринт из различных картин и инсталляций. Работ так много, что глаза разбегаются. Куда пойти? Что смотреть? Где свернуть?
Блуждая по галерее 1,5 часа, я прошёл около 7 кругов и каждый раз находил для себя новые объекты. Это могли быть как неприметные работы, так и углы, куда ещё никто не заглядывал.
Не нужно забывать, что «Свитер» - галерея уличного искусства. Никаких пафосных стен и надутых губок вы тут не увидите. Единственное, что отличает работы в «Свитере» от уличных - они в безопасности. Никто не снесет и не сломает их.
Ах, да и ещё: там тепло.
Итак, прогуливаясь и оглядывая всё вокруг, вы невольно будете ловить себя на мысли: что это? Работы не так просты к восприятию и если вы просто хотели пробежать и увидеть веселые картинки, то явно ошиблись адресом.
Взгляд внезапно остановился на странных полукругах из ниток. Долго всматриваясь, начинаешь задумываться, что могут значит эти натянутые нити. Тут, внезапно, появился и автор работы. О своей о инсталляции он отозвался очень скромно, зато сумел раскрыть смысл:
«Люди веками пытались расшифровать круги на звездном небе. Я же думаю, что это наши космические соседи, они просто шлют нам привет. Это и пытался отразить в своей работе»
В лабиринте «Свитера» мне невольно вспомнился фильм «О чем говорят мужчины?» с рассуждениями о современном искусстве. Местами работы были непонятны, что отчетливо слышалось в толпе.
- Ну и чё? Я тоже так могу, - послышалось издалека.
- Вот и сделал бы, - сказал я и тихонечко пошёл стороной…
К счастью, на выставке удалось познакомиться с искусствоведом Еленой Коловериной, которая четко выразила мои мысли по поводу экспозиции:
«Мне, как искусствоведу и человеку любящему современное искусство, не понравилось, что было мало экспликаций и ничего не объяснялось. Арт-объекты понравились бы большему количеству людей, если бы там объяснялось что к чему.
Современное искусство - оно как айсберг. Видно только верхнюю часть и её мало кто понимает. А узнав, какую часть автор спрятал от наших глаз, мы благосклоннее относимся к работам и видим мир шире.»
Подписаны работы очень плохо. На некоторых можно узнать автора, но не больше. Соглашусь с Еленой - современное искусство нуждается в расшифровке. Если на открытии вы могли найти автора и пообщаться, то в любой другой день могут возникнуть трудности.
К счастью, в «Свитере» нашли выход из ситуации:
«Сейчас мы стараемся ввести наших гостей в курс дела, - говорит Алина Рахматулина, одна из создателей галереи. - На площадке всегда находится один из кураторов выставки, который и проводит экскурсию для посетителей.»
Рассматривая работы, вы захотели стать частью «Свитера»? А это очень просто! Создатели галереи не только поделились с нами искусством, но и дали возможность всем желающим поделиться своими мыслями.
В комнате, которую я назвал интерактивной, можно рисовать на стенах и лепить из песка. Посетители не стеснялись и сразу начали покрывать стены. А тех, кто стеснялся, весело мотивировала местный экскурсовод.
Сейчас в интерактивной комнате не осталось живого места. Но вы всё равно можете нарисовать свою работу, уже поверх чужих. В обиде никто не останется.
Наверное...
Когда первый круг подходил к концу, прямо у выхода, я увидел работу Тимы Ради и был слегка огорчен. На стенах красовались легендарные ОМОНовские щиты со строчками из конституции – составляющие работы «Стабильность».
Подходит ли это по теме «Соседи»? Я не знаю. Как ни крути, но связать это с соседями у меня не удалось, слишком уж далеки ОМОНовцы от Злобного Хипстера.
Но, стоит заметить, что автор остался верен своему стилю. Аполитичен, резок и необычен, Тимофей просто выделился на фоне авторов, отдав другую работу. Известную за пределами РФ, кстати.
Остаться на выставке хочется подольше, но в другой раз, в другой раз…
Открыл дверь на улицу, а в лицо ударил резкий запах сигаретного дыма, и тут до меня дошло: в «Свитере» нельзя было курить! Вот то, что точно отличает галерею от улицы – там нет этого отвратительного запаха.
«Соседи» являются лишь стартовой выставкой в галерее «Свитер». В дальнейшем организаторы обещают полностью менять экспозицию раз в полтора месяца. И в это легко поверить - культура не стоит на месте.
«По секрету: «Свитер» пополнится в ближайшие дни, - сообщил мне один из участников проекта. - Я знаю ещё минимум две экспозиции, которые будут выставлены совсем скоро»
«Свитер» – явление уникальное. Бескрайний лабиринт с арт-работами, где новое можно искать бесконечно. Некоторые люди сравнивают его с Музеем Комсомола, работающим в 90х годах, но музей давно прекратил свою деятельность.
Я настоятельно рекомендую вам не зацикливаться на многочисленных фотоотчетах и лично посетить выставку «Соседи». Ни одно виртуальное изображение не передаст атмосферы улиц, так, как смогли сделать это в «Свитере».