16 апреля 2018 года
Как вы выбираете тематику шоу? Ведь нынешнее посвящено жизни насекомых. Чем обусловлен выбор?
Выбор темы – результат мозгового штурма длиною почти в год. Историю, в которую погрузит постановка своих зрителей, выбирают до того, как шоу начинают создавать. На этапе создания подбирается команда авторов, которые обмениваются идеями, и этим творческим процессом – если говорить о шоу OVO – руководила режиссер и хореограф Дебора Колкер, а также творческий директор Cirque du Soleil Шанталь Тремблэ.
OVO было создано в год 25-летия Cirque du Soleil. Как известно, наша компания всегда бережно относилась к окружающей среде и в свой юбилейный год решила создать шоу, вдохновленное естественной средой, её хрупкостью и разнообразием. Так как каждая постановка Cirque du Soleil уводить своих зрителей в красивые миры фантазий, и ни одно из них не похоже на предыдущее, режиссер постановки Дебора Колкер решила поставить OVO миру насекомых. Сама Дебора родом из Бразилии, и её команда, в частности, композитор, сценограф и реквизитор, выходцы из этой радушной страны. Таким образом, многие элементы постановки – музыкальное сопровождение, сценография, персонажи - были вдохновлены культурой и традициями Бразилии.
Какие фишки, особенности нынешней постановки? рекордное количество артистов, необычный грим, и тд?
ОVO – яркое, жизнерадостное, необыкновенно легкое шоу, пропитанное живой латиноамериканской музыкой. Эта постановка просто идеальна для семейного просмотра, а послание, которое она пытается донести до мира, крайне актуально. В шоу есть несколько редких номеров: скажем, номеров на свободной проволоке (а такой есть в шоу!) всего несколько в мире, а номера «Партерный полет», подобного нашему, вы вообще нигде не увидите. Это нечто абсолютно потрясающее.
Вы не задействуете в шоу животных? Это принципиальная позиция или планируете в будущем?
Мы не используем в шоу животных, и это наше принципиальное решение. Причин этому несколько: в фантазиях, в которые погружаются наши зрители, переступив порог зрительного зала, возможно абсолютно все. Это не похоже на то, что происходит в реальности. Придуманные Cirque du Soleil миры далеки от обыденности. Обитатели этих фантазий – плод творческих фантазий. Их не встретишь в реальности. Все это поражает воображение, заставляет вас забыть о повседневности. Если бы мы использовали животных в наших постановках, это бы разрушило волшебство момента.
Более того, Cirque du Soleil выступает агентом перемен, мы с огромной заботой относимся к окружающей среде, а содержание животных – не самое простое дело. Конечно, одна из причин отсутствия животных в наших шоу связана с нашим прошлым. «Отцы-основатели» Cirque du Soleil были уличными артистами, и эта эстетика, дух уличных выступлений живет в наших сердцах. Это то, чем мы дышим, и я очень сомневаюсь, что однажды мы от этого будем готовы отказаться.
Какие табу существуют у Cirque du Soleil?
Все зависит от того, какой смысл вы вкладываете в слово «табу». Краеугольный камень на этапе создания наших постановок – чувство свободы, отказ от условностей и отсутствие какого бы то ни было страха неудачи. Cirque du Soleil подталкивает каждого из нас мечтать и выходить из зоны собственного комфорта. Таким образом, если мы говорим о творчестве и созидании, никаких табу нет.
Если мы говорим о практической стороне вопросы, то безопасность артистов – наш главный приоритет. Мы не надеемся на счастливый случай, когда речь идет об оборудовании, технических проверках или технике безопасности. Когда дело касается здоровья и безопасности, мы превращаемся в настоящих консерваторов, не готовых идти на риск или пробовать что-то новое, что, пусть даже гипотетически, представляет опасность для исполнителей на сцене.
Вы адаптируете шоу для разных стран или показываете одну постановку везде?
Наши шоу универсальны, именно поэтому они находят отклик в сердцах людей из разных стран. У нас не существует языкового барьера, так как персонажи говорят на выдуманном языке. У наших постановок есть сюжет, и каждому зрителю мы предлагаем прочитать его по-своему. Акробатика и комедия – тоже понятные во всех уголках земного шара вещи.
Мы всегда прислушиваемся к зрителям, к тому, что они говорят и пишут. В силу «живой» природы наших шоу у нас всегда есть возможность где-то что-то подкорректировать. Например, клоуны чаще всего реагируют быстрее всех на реакцию зрителей в зале. Они очень гибки, и могут быстро приспосабливаться к культурным контекстам разных стран.
Глобальных изменений перед выступлением в очередной стране шоу не претерпевает, но мы чутко реагируем на то, что говорят нам наши зрители, ведь в конечном счете все это мы делаем для них.
Каков национальный состав труппы?
Нас сто человек, каждую неделю мы переезжаем в очередной гастрольный город. В туре постановки есть представители Канады, США, Бразилии, Мексики, Великобритании, Китая, Монголии, Украины, Испании, Южной Кореи и других стран. И конечно, у нас есть ребята из России!
Работать и путешествовать в этой атмосфере – огромное удовольствие. У каждого из нас своя история, свой культурный бэкграунд, и мы постоянно учимся друг у друга.
Как попасть в труппу? Что для этого необходимо сделать?
Все зависит от того, кем вы хотите стать – одним из персонажей шоу или исполнителем того или иного номера. Требования разнятся. Один из главных критериев – пожалуй, артистизм, ведь мы из сотен и сотен кандидатов выбираем не только самых уникальных и талантливых, но и харизматичных. В OVO трудятся люди, пришедшие из профессионального и любительского спорта, из цирковой индустрии. Есть и такие, кто никогда в жизни не выступал на сцене. Если нам нужно найти кого-то в номер, то помимо исполнительского мастерства мы оцениваем способность кандидата вжиться в роль и стать частью фантазии, придуманной создателями шоу.
Применительно к шоу OVO, мы должны убедиться в том, что, скажем, гимнаст-олимпиец сможет перевоплотиться в сверчка, скарабея или комара, научиться танцевать, передвигаться и жужжать как насекомое. Словом, сможет стать персонажем. Далеко не все атлеты способны на это.
Кастинг проходит в несколько этапов. У нас есть собственное кастинг-«агентство», через которое проходят все потенциальные кандидаты. Лучших из лучших мы ищем открытых кастингах; изучаем демозаписи, которые постоянно получаем; ездим на международные спортивные соревнования и присматриваемся к тем спортсменам, которые решили закончить свою карьеру в спорте высоких достижений. Если какого-то кандидата наши скауты сочли «достойным», то он или она оказывается в базе данных Cirque du Soleil. Если для шоу ищут исполнителя, команда скаутов предлагает потенциальных кандидатов из этой базы. Мы изучаем профиль кандидата, смотрим демозаписи его выступлений, оцениваем его актерское мастерство; заочно знакомимся с потенциальным артистом благодаря приложенной к профилю видео-визитке. Мы слышим, как кандидат говорит, как ведет себя. Скауты всегда сопровождают каждое резюме подробными комментариями. Зачастую в базе данных есть и исполнители, работавшие в других постановках Cirque du Soleil, и это тоже отражено в их профиле.
Спасибо огромное Тим за уделенное время и отличный разговор. Ждем шоу с нетерпением!