16+
Выбирай узнал, что…
Все новости
 

«ЧО» к чему в Екатеринбурге? Расскажем подробно.

Чего ждать от четвертого сезона паблик-арт-программы «ЧО».

25 мая 2023 года

«ЧО» к чему в Екатеринбурге? Расскажем подробно.

Паблик-арт программа «ЧО» презентовала новый сезон. В планах проекта – больше десятка новых объектов, которые появятся в разных районах Екатеринбурга в этом году, а еще поп-ап магазин современного искусства, открытые практики добрососедства, перформанс-сплав по Исети, Районная школа паблик-арта для детей и подростков и многое другое. Рассказываем, чего ждать от паблик-арт-фестиваля в 2023 году.

– Мы стремимся сделать все для того, чтобы горожане были не просто пользователями города, а активно участвовали в его жизни, развитии, преобразовании, не стремились побыстрее уезжать из своих районов, а хотели улучшать свою жизнь в них. С помощью арт-объектов и мероприятий мы стараемся сделать так, чтобы каждый чувствовал Екатеринбург не только местом, где он родился, а своим родным городом, – прокомментировал руководитель паблик-арт-программы «ЧО» и креативный директор «Атома» Никита Харисов.

Новый сезон – новый куратор

Куратор 4 сезона «ЧО»– Наиля Аллахвердиева – директор музея современного искусства PERMM. Ее фигура для Екатеринбурга знаковая – именно Наиля стоит у истоков паблик-арта в уральской столице. Впервые в 1999 году она провела «Агитацию за искусство»: через язык листовок-объявлений художники рассказывали горожанам, в чем ценность современного искусства.

Затем организовала фестиваль «Дебаты и кредиты», в рамках которого голландские художники создали одну из знаковых работ – большое мозаичное панно Арно Кунена на фасаде УрФУ им. Ельцина на Куйбышева, которое и по сей день остается там. А после этого провела фестиваль «Длинные истории»: этот проект показал, что паблик-арт помогает сделать город уютнее и решать городские проблемы. Он положил начало новым инициативам и проектам на стыке стрит-арта и паблик-арта, которые есть в Екатеринбурге.

В 2005 году вместе с компанией «Атомстройкомплекс» Наиля Аллахвердиева курировала проект создания знаменитого «Памятника клавиатуре». С 2010-х годов она работает в Перми, но благодаря «ЧО» спустя почти 20 лет арт-менеджер и куратор проведет лето в родном Екатеринбурге, чтобы вместе с художниками поразмышлять о грядущем юбилее города.
– Участие в качестве куратора в «ЧО» для меня – история про возвращение. Екатеринбург – мой родной город, с ним связано почти все самое важное в моей жизни, и я как будто заново с ним знакомлюсь. Он очень изменился, и проект – повод его почувствовать.

Паблик-арт-программа «ЧО» прошла большой путь, есть накопленный за несколько лет опыт и арт-объекты, которые помогают понять, как работает искусство в среде, как оно ее меняет или меняется само, как адаптируется или, наоборот, разрушается. Говоря о грядущем 300-летии, можно сказать, что искусство дает более сильный эффект и большую поддержку городу, чем мемориальные или символическая объекты, характерные для такого рода событий. Я, безусловно, волнуюсь, прежде всего, потому что приходится конкурировать с собственными проектами в Екатеринбурге и Перми, но «ЧО» - это возможность приобрести новый опыт, и это очень интересно, – поделилась куратор четвертого сезона «ЧО» Наиля Аллахвердиева.

Тема сезона: «Передача энергии»

Ее сформулировала и вместе с художниками развивает Наиля Аллахвердиева. С одной стороны, тема становится «мостом» между Екатеринбургом и Пермью, которые когда-то были частью Пермской губернии в этом году оба города отмечают 300-летие. С другой, это размышления о городе не через взгляд в историю, а опираясь на личные переживания и чувства.

Наиля Аллахвердиева, куратор четвертого сезона паблик-арт-программы «ЧО»: – В этом году 300-летие отмечает не только Екатеринбург, но и Пермь, когда-то наши города были связаны в контуре Пермской губернии. Общих юбилейных событий у двух городов практически нет, общая история не обсуждается, но как будто бы хочется проявить связь между ними, почувствовать близость. В этом я чувствую себя немного «связующим звеном». В коллекции музея есть альбом Ильи Кабакова, на котором написано «Передача энергии». Мне показалось, что это словосочетания идеально описывает невидимый, но очень важный процесс взаимодействия.

Тема достаточно широкая для творческих воплощений. Хочется именно в юбилейный год выключиться от репрезентации истории и переключиться на ощущения. Юбилей города — это большой энергетический ресурс, поскольку город накапливает внимание к себе, а программа переключает это внимание на искусство и высказывания художников. Кроме того, Екатеринбург в сознании страны - синоним слова энергия, и хочется этот статус поддержать.

В качестве ориентира для художественной интерпретации темы у меня есть система «тегов»: статика и динамика, преображение и перетекание, цвет и свет, витальность, вибрация, потенциальность, концентрация и рассеивание, признаки и следы воздействия. Тема «Передача энергии», пожалуй, больше направлена на зрителя и его ощущения. Интересно, как аудитория воспринимает проекты этого года.

Художники и паблик-арт объекты четвертого сезона

Эта работа — попытка «ЧО» поработать с водной поверхностью и своя интерпретация «Каменного цветка». Экологичный и эфемерный объект, но при этом эффектный, в реальности может достигать восьми метров в длину.

Монументальная буква «Е» длиной пять метров будет лежать на земле. Несколько лет назад этот проект можно было увидеть на конкурсе логотипов Екатеринбурга. Тогда концепция Клещева потерпела поражение, а новым символом уральской столицы стал Ekaterinburg. Художник выразил индустриальный образ Урала через техническую деталь — «сердечник трансформатора», которая по форме напоминает букву «Е».

Эта одна из работ из цикла «Обращений к гражданам» художника Дмитрия Пригова. Арт-объект — способ рефлексировать в контрастном и ярком признании в любви по поводу того, как отличается официальный язык власти и язык горожан.
Кроме самого арт-объекта, в рамках паблик-арт программы хотят запустить флешмоб: жители смогут бесплатно написать человеку, которому они хотят признаться в любви, а сообщения будут транслироваться, к примеру, на Главпочтамте.

Работа Петра Стабровского — повод подчеркнуть, как в урбанизированной городской среде не хватает природы и эстетики. Художника поразили технические мощности мультимедийного экрана на Малышева возле культурного центра «Эрмитаж-Урал», и он хотел бы именно на нем транслировать цветовой градиент, напоминающий закат. Это будет очень яркое зрелище

Это неожиданная работа в контексте «ЧО» от художника и скульптора из Краснодара, который работает в стиле минимализм. Объект представлен в виде сложной фигуры из металла, которая как бы пролезает через опору.

Художница живет и работает в Нижнем Новгороде и исследует свойства градиента в среде. Ее объект в рамках «ЧО» будет тоже связана с использованием цвета на конкретных физических объектах.

Этот проект воплотят в рамках Районной школе-паблик-арта на Уралмаше и Эльмаше вместе московской студией «ДЭЗ № 5». Объект появится возле библиотеки на Уралмаше, этим и продиктован сам концепт. Но сначала ученикам школы придется изучить историю и среду Эльмаша и Уралмаша. Всего с московской студией дети и подростки создадут 20 проектов.

Этот объект отсылает к самому первому паблик-арт-фестивалю Екатеринбурга, который и провела в свое время Наиля Аллахвердиева — «Длинные истории Екатеринбурга». Поэтому, как 20 лет назад, работа появится на заборе. Ее помогут создавать подростки Екатеринбурга, которые поделятся мыслями о том, как воспринимают и чувствуют город.

Художники — выпускники Уральской школы паблик-арта от «ЧО», чью работу выбрали по итогам обучения. Работа Кати и Степы отправит горожан к истории барельефа по мотивам сказов Бажова на улице Луначарского. Для этого напротив него установят длинную скамейку для горожан — оммаж советским скамейкам, как оплоту социальной коммуникации людей. Посидели, посмотрели на барельеф и отправились на прогулку по районам, взяв аудиогид. Аудиогиды составят на основе историй и воспоминаний о жизни в этом районе от местных жителей.

Это попытка создать универсальное место для переживаний, скорби, памяти, чувствования в Екатеринбурге, которые бы дало равные возможности для выражения эмоций, независимо от культурных, политических, социальных позиций.

Ресайкл-проект — тоже работа выпускницы Уральской школы паблик-арта. Арт-объект состоит из разных старых надувных игрушек и обращает внимание на загрязненность природы, в частности, водоемов, и отсутствие возможности безопасно контактировать с водой.

Публичная программа для горожан

Перформанс-сплав «По течению»
Режиссер-куратор - Татьяна Панаиоти

Проект «По течению» предлагает увидеть город с неожиданного ракурса: сама река станет для них проводником. Участники сплавятся на катамаранах, наблюдая перформеров по берегам Исети. Шесть перформансов созданы на основе исторических исследований, бесед с екатеринбуржцами, городских легенд и личных воспоминаний актеров, танцовщиков и художников.
Сквозь течение повседневной жизни проявятся персонажи из другого времени или иного пространства. Это будет погружение в историю и мифологию главной водной артерии Екатеринбурга. А участники смогут почувствовать, какую энергию дает нам река и что мы возвращаем ей в ответ.


Поп-ап магазин современного искусства
Куратор - Артем Антипин

Все лето в разных точках города на крупных событиях и фестивалях будет появляться поп-ап магазин с постерами и тиражным современным искусством уральских художников. Все работы будут так или иначе связаны с основной темой сезона и посвящены «Передаче энергии». Тиражи ограничены и пронумерованы, повторяться не будут.

Половина средств, вырученных на продаже постеров, будут направлены в благотворительные фонды. Таким образом, каждый покупатель станет обладателем раритетного произведения современного искусства и поучаствует в благотворительной акции. Ищите «Центр передачи энергии» на главных фестивалях и ярмарках Екатеринбурга этим летом!

Районная школа паблик-арта
Куратор - Полина Анисимова

Районная школа паблик-арта «ЧО» приглашает детей и молодежь изучать и преображать Уралмаш и Эльмаш, размышлять об истории этих районах и о том, как каждый может на повлиять на ее ход.

В летние каникулы будут работать пять проектных мастерских, где молодые горожане смогут:

- создать паблик-арт объект вместе с художественной студией ДЭЗ№5 (Москва);
- снять документальный фильм с Мастерской документального кино (Москва);
- создать малых архитектурных форм вместе с Кураторской группой «Край» (Пермь);
- расписать мурал с Наташей Пастуховой (Екатеринбург);
- разработать проект общественного пространства с архитектурным бюро «Дружба» (Москва).
-
Итоги Районной школы паблик-арта будут представлены на однодневном фестивале-прогулке 9 сентября. Кроме того, в программе школы запланированы открытые лекции и мастер-классы, посвященные паблик-арту и добрососедству.

Метавселенная «ЧО» и выставка об истории паблик-арта

В конце лета «ЧО» появится в метавселенной, одним из создателей пространства стал архитектор Ашот Карапетян. А осенью в Уральском филиале ГМИИ им. Пушкина откроют еще одну выставку об истории города, на этот раз в ней исследуют не сообщества города, а развитие паблик-арта в Екатеринбурге.

Следите за новостями в соцсетях:
VK: https://vk.com/cho_fest
Телеграм: https://t.me/cho_fest

Организатор паблик-арт-программы: «Атомстройкомплекс»
Соорганизаторы: Уральский филиал ГМИИ им. А. С. Пушкина (ГЦСИ Екатеринбург)и АНО «Стандарт 2.0»
Проект проходит при поддержке Президентского фонда культурных инициатив


↑ Сейчас
«ЧО» к чему в Екатеринбурге? Расскажем подробно.
Написать комментарий

Написать комментарий

Читайте также