В Екатеринбурге 5 ноября представили результаты первого масштабного исследования, проведённого в регионе по методике Агентства стратегических инициатив (АСИ).
6 ноября 2024 года
Директор проектов по стратегии и исследованиям Центра развития креативной экономики АСИ Юлия Шульга рассказала, что вклад креативной экономики в валовый региональный продукт Свердловской области в 2023 году составил 126,7 млрд. рублей. По развитию креативной экономики регион занимает десятое место в стране и первую строчку в УрФО.
«По итогам исследования мы подтвердили предварительную оценку региона как сильного центра развития креативных индустрий. В Свердловской области уже реализуются значимые проекты в области музыки, дизайна, современного искусства, есть несколько сильных fashion-брендов, известных на федеральном и международном уровнях», – сказала Юлия Шульга.
По словам эксперта, Свердловская область стала одним из пилотных регионов, где прошло исследование креативной экономики. Аналогичная методология будет применяться для оценки потенциала креативных индустрий в других субъектах РФ.
«При поддержке губернатора Евгения Куйвашева в Свердловской области сформирована сеть креативных кластеров. И мы с опережением идём по целому ряду направлений. Креативная экономика региона растёт на 16% в год — быстрее, чем в среднем по УрФО и РФ», — сказал заместитель губернатора Свердловской области Дмитрий Ионин.
Опорной организацией по развитию креативных индустрий был определён Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства (СОФПП, на базе которого создан Центр «Мой бизнес»), для которого это стало естественным продолжением деятельности по поддержке МСП в творческой сфере. Региональные меры поддержки в исследовании отмечаются в числе наиболее сильных сторон Свердловской области.
«Исследование помогло нам определить, в каких креативных нишах заключён наибольший потенциал. На основании этого исследования, а также работы с лидерами креативных сообществ будет создана Стратегия развития креативной экономики до 2030 года. Сейчас идёт эта работа. Она поможет в формировании актуальных инструментов поддержки креативных индустрий. Наша задача на ближайшие годы — войти в ТОП-3 регионов России по развитию креативной экономики», — заявил директор СОФПП Валерий Пиличев.
Крупнейшими креативными индустриями в области являются IT, архитектура и реклама. Например, на сферу IT приходится 63% выручки креативных индустрий. А в качестве приоритетных креативных индустрий, в чьём развитии заключён наибольший потенциал для экономики, названы медиа, мода, кино и народные художественные промыслы.
«Их поддержке мы сегодня придаём большое значение. Например, представители сферы НХП могут бесплатно проходить обучение, участвовать в крупнейшей ярмарке в стране „Ладья“. Для сферы моды уже был отмечен проект U’FASHION и Международная неделя моды UF LAB как его часть. А сегодня мы открываем Фестиваль креативных индустрий — большое событие для киноиндустрии и медиа, на которое съехались представители отрасли со всей России», — отметил Валерий Пиличев.
Региональный стандарт развития креативных индустрий — это инструмент, состоящий из 12 последовательных шагов для ускорения развития сферы креативных индустрий в территориях. Свердловская область в 2024 году стала одним из пилотных регионов по реализации стандарта. Здесь освоена уже половина шагов — 6 из 12: определена опорная организация, формируется инфраструктура и меры содействия, в том числе поддерживается экспорт продукции, проведено исследование креативной экономики, собрана региональная экспертная группа. В неё вошли представители значимых креативных индустрий Свердловской области, лидеры важных для креативной экономики структур и сообществ. Они принимают участие в формировании стратегии развития до 2030 года.