16 августа 2012 года
В рамках программы «Арт-резиденция» для II Уральской индустриальной биеннале известный российский художник Леонид Тишков начал свою работу на верхотурском заводе, когда-то производившем коньки. О возрождении советского прошлого, ржавых коньках и воскрешении забытых идеалов - в проекте «Заброшенные утопии».
Религиозный и духовный центр Свердловской области Верхотурье, пожалуй, уникальный пример не-индустриального города в промышленном регионе. Ежегодно Верхотурье встречает тысячи паломников, которые прибывают сюда с целью посетить монастырские комплексы и увидеть мощи святого Симеона Верхотурского. Сегодня город включен в программу правительства Свердловской области «Духовный центр Урала».
Художника Леонида Тишкова давно привлекает, по его собственному замечанию, «руинизированный индустриальный пейзаж Верхотурья». На основе архивных документов, личного общения с бывшими рабочими конькового завода и просто жителями города, а также собственных оригинальных работ, он создаст инсталляцию, своеобразный Музей конькового завода.
«Хотя люди не перестали кататься на коньках, и лед продолжает манить нас своим сияющими зеркалами, - рассказывает Леонид Тишков, - коньковый завод исчез, пали стены, станки и флаги Почета, остатки лезвий заржавели и превратились в железный лом. Но многие рабочие помнят завод другим, это – те, кто ходил по светлым и чистым цехам, те, чьи руки делали коньки. Заводские люди – это самое интересное, а также время, пространство памяти».
Проект включает в себя мультимедиа инсталляцию «Собор Лиц Рабочих и Служащих Конькового Музея», цикл фотографий «Руины памяти» и серию видеоинтервью с бывшими рабочими завода.
Леонид Тишков отметил: «Мы возводим прозрачные стены Собора Музея Конькового Завода, в которых поместятся души всех, кто когда-то обитал в цехах, стоял у станков, вытачивал лезвия, прикручивал их к подметкам ботинок, аккуратно укладывал в коробки, проверяя качество изделия. Мы попытаемся построить Собор Воскрешающего Музея, о каком когда-то грезил художник Василий Чекрыгин, пусть пока это будет воображаемый собор, но воистину, только такой собор невозможно разрушить, он живет, пока жив Человек».
Город Верхотурье находится в стороне от природных месторождений железных руд, но коньковое производство всего за полвека своего существования (с 1948 по 1997 г.) достигло больших успехов. На протяжении многих лет он оставался передовым предприятием в своей отрасли, неоднократно награждался переходящими красными знаменами Министерства промышленности СССР. Ботинки спортивные для коньков поступали из Свердловска с фабрики «Спортобувь», а металл - из городов Горький и Новосибирска.
Ныне пустые и обветшалые помещения корпуса администрации и бывших цехов завода остаются лишь страницей истории прославленного прошлого. Краеведческий музей города Верхотурья хранит архивы, за работу с которыми пока никто не брался, однако, существует потребность в проработке этого наследия внутри историко-музейного сообщества области.
По словам организаторов 2-ой Уральской индустриальной биеннале, «резиденция в Верхотурье представляется для нас, прежде всего, живым и актуальным исследованием «заброшенной» истории. Все части экспозиции являются элементами цельной истории, рассказанной художником, реконструирующей дух и атмосферу места».
Подобные же осмысления индустриального ландшафта в формате Арт-резиденций будут предприняты художниками в других городах Свердловской области: Нижнем Тагиле, Дегтярске, Невьянске, Первоуральске и Верхней Салде.
Все проекты программы Арт-резиденций будут представлены в сентябре в Екатеринбурге на специальной итоговой выставке.
Ссылка на сайт художника: http://leonidtishkov.blogspot.com/
Для справки: Арт-резиденции
Арт-резиденции Уральской индустриальной биеннале – это проекты, которые создаются художниками на основе промышленных объектов. Это масштабный выход выставки за пределы города Екатеринбурга. Формат резиденций задает особый характер отношений художникам и места. Он максимально погружается в культурную среду, в пространство, по мотивам и для которого им будет создан проект.
Уникальное индустриальное наследие, лицо Урала представлено знаковыми демидовскими городами-заводами: Нижним Тагилом (проект Николаса Фрезера Ground Rules) и Невьянском (проект Андреа Стиудель Channeling the sky). Тимофей Ради в Дегтярске задумается о природе и тщетности действий в любом производстве. Первоуральск (ОАО «ПЗГО») покажется, хотя и с напряженными нотками, но более оптимистичным. К перспективе глобального международного сотрудничества экономики и искусства обращен российско-американский проект V2V в Верхней Салде (ОЭЗ «Титановая долина»).
Для справки: участник Арт-резиденции в Верхотурье
Леонид Тишков родился в г. Нижние Серги Свердловской области в 1953 в семье учителей. Живет и работает в Москве. Получил медицинское образование, работал врачом, научным и художественным редактором «Медицинской энциклопедии».
С 1980 года – свободный художник.
С 1974 года – член Горкома Графиков, с 1970-х карикатурист, с 1980-х – книжный иллюстратор.
Последние годы Леонид Тишков работает над темой памяти, соединяя фольклор, семейные воспоминания, сюрреалистические образы, романтическое видение и русскую сказовую традицию. Неоромантик постиндустриального общества. В своем творчестве использует опыт московского концептуализма, но преодолжевает ироническую деконструкцию через новую искренность и поэзию, обращаясь к вечным темам и архетипам.
Его работы хранятся в Государственном центре современного искусства, Московском музее «Дом фотографии», Третьяковской галерее, Музее изящных искусств им. Пушкина, Художественном музее Екатеринбурга и других музеях России, а также в Музее Современного искусства (MoMA, New York), Nasher Museum of Art Дьюкского университета, Block Museum, США, Художественной галерее Западной Австралии, центре Гетти, центре современного искусства Луиджи Печчи.
В ноябре 2007 году у Тишкова состоялась персональная выставка «Взгляни на дом свой» (Look Homeward) в Центре Современного искусства «Уяздовский замок» в Варшаве, в 2010 - персональная выставка в Московском музее современного искусства.
Автор книг «Водолазы», «Даблоиды», "Стомаки", "Чурки", "Черный юмор для белых и цветных", "Как стать гениальным художником, не имея ни капли таланта" и многих других.
16-23 августа – арт-резиденция в Верхотурье
23 августа-6 сентября – подготовка презентации арт-резиденции на итоговой выставке в рамках биеннале
6-12 сентября - монтаж выставки в Екатеринбурге
14 сентября – официальное открытие в рамках 2-й Уральской Индустриальной биеннале современного искусства
15 сентября – 22 октября – период работы выставки, публичные мероприятия
с 23 октября – демонтаж
Середина сентября – октябрь – параллельная презентация резиденции в Верхотурье.