16+
Выбирай узнал, что…
Все новости
 

Спектакль-инсталляцию «Дым» можно увидеть в ГЦСИ до 31 июля 2022 года.

В Уральском филиале Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина открылся спектакль-инсталляция «Дым».

6 июня 2022 года

Спектакль-инсталляцию «Дым» можно увидеть в ГЦСИ до 31 июля 2022 года.

Премьера состоялась 9 мая 2021 года в Молодежном театральном центре «Космос» (Тюмень). Проект создан творческой командой из Санкт-Петербурга, где были задействованы художники Евгения Исаева и Егор Лавров, драматург Сергей Толстиков, саунд-дизайнер Денис Антонов.
Валентина Викентьевна родилась в 1925 году в Ленинграде.

Ее ждала судьба, уготованная миллионам современников: ссылка, война, блокада. Сюжетную линию «Сурвило», даты и факты, можно найти в любом учебнике истории. Но прожить их, прочувствовать, оплакать – совсем другое. Это значит на время стать внуком или внучкой, к которым обращено повествование. Рассказ от первого лица перемежается с приложенными документами, справками, письмами, в их числе и дело прадедушки Ольги Лаврентьевой: ей удалось его найти в архивах НКВД.
Спектакль-инсталляция состоит из двух частей. Первая – включает 16 разносоставных объектов, в числе которых личные предметы, бытовые детали, архивные документы, письма, с одной стороны, напрямую связанные с повествованием, с другой – погружающие в контекст эпохи. Вторая важная составляющая инсталляции – аудиогид и путеводитель, позволяющие зрителю одновременно стать свидетелем эпохи и героем графического романа. Смотреть экспозицию, состоящую из шестнадцати объектов, необходимо последовательно, ориентироваться можно по правой стороне (руке). Каждый объект сопровождается аудио дорожками: фрагментами романа, найти которые можно по QR- коду: не забудьте взять наушники и телефон.
Каждая экспозиция пронумерована и имеет название. «Дым» – это спектакль-инсталляция или же имммерсивная выставка, с этим связана интерактивность и тактильность проекта: все объекты можно трогать, открывать, заглядывать в холодильник, шкафчики и в маленькие игрушечные домики. Все тексты, представленные на спектакле, взяты из графического романа. Каждое из пространств несет в себе часть повествования и является фрагментом графического романа «Сурвило». На полках также можно найти баблы с фразами из романа, с которыми можно фотографироваться. Подобные баблы помогают молодому поколению, в частности, подросткам приблизиться к той эпохе и примерить на себя высказывания героини.

Бабушка была блокадницей Ленинграда, ее отца арестовали и объявили врагом родины, что сильно повлияло на всю дальнейшую жизнь. Многие годы она искала отца, в итоге даже смогла найти архивные документы, когда режим ослабили.
Первый объект называется «Яма», с этого начинается как путешествие по книге, так и инсталляция. Художница Ольга Лаврентьева вспоминает, как бабушка Валентина потеряла внуков в лесу, очень испугалась и рассказала детям причины своего страха. В тот день Ольга и брат обнаружили воронку, оставшуюся после бомб. Зритель также оказывается лицом к лицу с воронкой, в центре которой установлено зеркало.
Второй объект инсталляции: игрушечный домик, в котором семья живет до начала репрессий, до момента пока отец однажды не вернулся с работы и был арестован и объявлен врагом народа. Именно в тот момент вся жизнь семьи изменилась навсегда, вынужденные покинуть дом, они оказались в бедственном положении. Внутри домика горит свет и можно обнаружить отрывки диалогов, когда-то живущих там членов семьи. Скорее всего именно квартира стала причиной доноса и всех произошедших событий.
Третья экспозиция связана с ссылкой в Башкирию, собрав несколько туфяков, семья оказалась в полной неизвестности, так, они попадают в маленький город под Уфой. Мать начинает работать в прачечной, где в итоге и начинает жить вся семья. На экспозиции представлены детские игрушки черного цвета, словно покрытые копотью, как и детство бабушки Валентины, которая в том числе подвергалась и буллингу, будучи «дочерью врага народа». Каждый день семья писала письма руководству, которые однако не получали ответ, об этом свидетельствует стол с семейным альбомом и школьные тетради.
Следующий объект инсталляции называется «пирог воспоминаний», на первый взгляд: использование микроволновки или других предметов современности может сбивать с толку, но на деле: все они были художественными решениями постановочной группы, использование этих объектов позволило приблизить нынешнее поколение к героине и сократить временную дистанцию между ними. Кроме того, микроволновка, дающая быстрое тепло, схожа с тем, как воспоминания помогали героине «быстро согреться» и пережить все ужасы времени. Пирог состоит из маленьких деталей и предметов: воспоминаний Валентины, к примеру, там можно обнаружить кружащихся балерин. Также там же лежит коробка в парусиновыми туфлями.

Еще до ареста отца у Валентины был сосед Петя, который долго ухаживал за ней, но в итоге ушел на войну, где воевал пять лет, в итоге именно он стал мужем Валентины и отказался от военной карьеры в пользу любви, чему и посвящен следующий объект инсталляции.
В какой-то момент Валя начала работать, чтобы прокормить себя, университет пришлось оставить еще в первый год войны: так, зритель видит момент, когда Валентина стирает белье и узнает, что наступила война. Игрушечные модели домиков обозначают пространства, в которых Валентина жила и работала: так, мы видим тюремную больницу, в которой героине пришлось работать, бухгалтерский стол, обозначающий этап жизни, когда она выучилась на бухгалтера.
Наконец, в выставочном зале можно обнаружить холодильник: в нем лежат банки с крапивой, с обоями и ремнями: другой еды у Валентины не было. В морозилке можно обнаружить замороженных игрушечных солдат: реальные замерзшие тела погибших, которые Валентине пришлось таскать самой.
При выходе из зала в коридоре расположен экран, на котором бесконечно проигрывается праздничный салют в честь окончания войны: салют проигрывается в обратную сторону, что оставляет место зрительской интерпретации.
Игрушечная хрущевка не только обозначает определенное историческое время, но и обозначает важный этап жизни, рождение ребенка и обычную жизнь. Наконец, последние два объекта: белый стол известий и воронка, являются кульминационными.
На столе можно увидеть справки и документы архива: если взять трубку, можно услышать постановление о том, что отец Валентины реабилитирован посмертно. К тому моменту вся жизнь Валентина уже прошла, а беспокойство и тревожность были с ней до конца жизни. Именно поэтому последний предмет спектакля «Яма» представляет собой оконную раму с надписью «Я беспокоюсь» и яму с зеркалом. Так, экспозиция становится цикличной и предстает как замкнутый круг тревоги.

Длительность одного сеанса: 1 час.
Время работы спектакля-инсталляции: ежедневно с 12:00 до 20:00, понедельник – выходной.
Стоимость билетов: 150 рублей, льготный – 100 рублей. Бесплатно выставку могут посетить инвалиды, дети до 18 лет, студенты творческих специальностей.

Фото Алексей Патентный


↑ Сейчас
Спектакль-инсталляцию «Дым» можно увидеть в ГЦСИ до 31 июля 2022 года.
Написать комментарий

Написать комментарий

Читайте также