13 июля 2012 года
Городское пространство должно быть удобным для людей. Банальность, скажете… Да, согласимся, но уточним, что это хоть и банальность, но в то же время, как ни печально, фантазия в условиях существующей реальности. Мы решили далеко не ходить, просто вышли из офиса и давай улицу Розы Люксембург мерить и считать…
Одними из авторов удачного преобразования улиц европейских городов является бюро Gehl Architect (почитайте про них – интересные проекты). Они выделили 12 факторов удобства городского места. 1-я группа: безопасность (защищено ли место от автомобилей (есть ли тротуары и ездят ли по ним авто), преступлений (много ли людей на улице, хорошо ли она освещена), есть ли куда спрятаться от дождя, ветра, палящего солнца). 2-я группа – комфорт (удобно ли ходить, активные или глухие фасады, покрытие, есть ли куда сесть, хороший ли вид, уличные кафе, красивые ли пейзажи, шум, есть ли развлечения, можно ли заниматься бегом, спортом). 3-я группа – удовольствие от места (соразмерны ли объекты человеческому восприятию, дизайн, есть ли деревья, цветы, вода).
Народу по самой улице ходит немного, больше её пересекает по Карла Маркса, Куйбышева, Декабристов. Возможно, это потому, что на улице мы насчитали приблизительно 69 строений, большинство из которых малой этажности, а жилых домов из них – штук 7. После 21:00 можно пройти от Куйбышева до Энгельса и никого не встретить. Если и встретишь, то это будут люди командировочные из ближайших 5 гостиниц, бредущие в поисках одного из двух продуктовых магазинов. Пытались сосчитать машины, двигающиеся по улице в районе 18:00 в данный момент. Конечно, насколько хватило скорости нашего ума и силы глазных мышц, у нас получилось около 660 машин. И это только кусочек пробки. Длится она в деловой сезон часа 1,5. Мы тут особо не математики, но даже нам страшно стало, когда представили объем выхлопного газа.
Мы хотели засечь, за какое время мы пройдем по Розы Л. на лыжах в июле, но потом отказались от этой идеи, чтобы не привлекать внимание санитаров. Зато посчитали, что пешком молодой организм преодолевает эту улицу длиной в 1 км 640 м за 21 мин. На машине без пробки от начала до конца дорога заняла 5 мин. (от Центральной гостиницы до перекрестка с Тверитина), эта же дорога на той же машине в час пик забрала 19 мин. жизни. На троллейбусе в 16:00 в будни мы прокатились за 5 мин. На велосипеде это заняло у нас 6 мин. С тяжелым предметом (19 кг) на плече наш дизайнер покорил улицу за 31 мин. (нам, конечно, после этого всем досталось, но особо витиевато он отметил тотальное отсутствие скамеек). С подопытным редакционным ребенком в коляске 34 бордюра нечетной стороны были взяты за 36 мин.
На улице в будний день мы насчитали 423 припаркованных авто (сознательно не считали их во внутренних двориках, подземных парковках – только обочины). Из них 72 авто стоят на тротуаре или вторым рядом на полосе движения. Знаем, как сложно найти место для машины, но не понимаем, зачем парковаться на пешеходном переходе так, чтобы не только пешеходы с колясками, но даже худосочные особы не могли перейти дорогу.
С точки зрения визуального удовольствия улица наша далеко впереди, только это надо разглядеть. Остановиться и всмотреться в пыльные домики, которые раньше печатались на открытках, посвященных городу. Мы насчитали 30 памятников архитектуры (раньше их было 40). Европейские дети учат историю на улице, так нагляднее, мы только один раз видели ребят с мольбертами, пытающихся из-за бамперов машин рисовать дом А.Е. Шубиной.
Наша улица должна быть самой чистой. Здесь находится средоточие городских урн – целых 68 шт. Они любят гнездиться, но в целом рассредоточены. Если вам вдруг приспичит в туалет, то нужно терпеть до «Онегина» или проситься в кафе. С освещением на улице все в порядке, кроме, конечно, тупика, но мы надеемся, что вы туда ночью не пойдете. Если вам нужно купить воды попить, то на всю улицу 2 продуктовых магазина – в домах №9 и №40.
Скамеек на улице нет. Ни одной. Присесть можно в летнем кафе в «Моне» и на пару стульчиков в мотобаре (если они их вынесут). Вообще на всю улицу мы насчитали 7 едальных заведений (мотобар, «Пашкин бар», «Джаггер», «Петров двор», «Моне», столовая в «Онегине» на 5-м эт., «Утка по-пекински»). Из развлечений можем ещё упомянуть Планетарий. Бегом и спортом заниматься негде, если вы, конечно, не любитель выхлопных газов.
Вот ещё одна проблема. Если вас застанет дождь в первой половине улицы, то бежать вам придется до остановочных комплексов, двух продуктовых магазинчиков или под козырек «Онегина». Если эта беда случится во второй половине улицы, то кроме хлюпкой остановки на Декабристов-Розы Люксембург спрятаться вам решительно негде. Ну разве ещё под временные пешеходные леса вдоль стройки укрыться.
Получилось у нас, что ул. Розы Люксембург скорее для машин, чем для людей. А жаль. Здесь действительно есть на что посмотреть. Остановиться, полюбоваться на пряничный домик № 45 (у него ещё такая подсветка рождественская), на деревянный «скворечник» в стиле модерн № 43а, на то, как прекрасны осенью в дождь и в оранжевом свете фонарей дом № 34 или дом №71. А эти 200-летние младенчики на фасаде дома №73!