Интервью от "Gorpom.ru"
«В постановках театра «Сцена» вы не найдете никакой пошлости, грубости и ругательств!»
В 2010 году был создан интереснейший малый музыкально-драматический театр «Сцена». Мы встретились с художественным руководителем Марией Платоновой. В ходе эксклюзивного интервью для портала Gorpom Мария рассказала о любопытных особенностях «Сцены», труппе театра, а также ходе постановок.
- Мария, вы являетесь последовательницей театральной династии Екатеринбурга. Выходит, стать актрисой вам было уже предрешено?
- По правде говоря, в детстве я мечтала стать ветеринаром, потому что очень люблю животных. Актрисой я себя представляла, но никогда не думала, что смогу ей стать. Но когда я стала подавать документы в сельхозинститут, там мне сказали «Девушка, куда вы со своей аллергией?». Тогда я решила пойти в театральный, который находился рядом. Поступать я решила втайне от всех, чтобы из родных никто ни о чем не узнал, чья я дочь. В первый год я не поступила, не набрала всего один балл, а на следующий все же прошла. Закончила у Марченко В.И. в 1990 году.
- До последнего скрывали о своем желании учиться в театральном институте?
- Да. Я считала, что если узнают, будут какие-то лишние привилегии, по-другому на меня станут смотреть, поэтому я, пока была возможность, старалась это скрыть.
В свое время вы работали в театрах «Маски» и «Театрон». Скажите, а как дорога вас привела в «Сцену»?
- У меня всегда была мечта открыть что-то свое. Так совпало, что у Сергея Булатовича Галиева (в наст. время – директора театра, прим. авт.) тоже была такая мечта. Он, как и я, об этом думал на протяжении лет десяти. Когда получилось так, что я ушла из «Театрона», мы с ним подумали, а почему бы не создать. Как говорится, попытка – не пытка. Возник театр с первого спектакля «Огонь и вода», поставленного для детей. Он, кстати, до сегодняшнего дня пользуется большим успехом. Потом пошли другие спектакли. Так постепенно стала зарождаться «Сцена».
- Чем гордится ваш театр? На ваш взгляд, какие особенности выделяют его из ряда других театров города?
- В постановках театра «Сцена» вы не найдете никакой пошлости, грубости и ругательств. Все плохое, что есть в пьесах, мы либо заменяем, либо просто вычеркиваем. На мой взгляд, театр не должен нести грязь, которой итак полно в нашей жизни. Пусть это будет, комедия, фарс, трагедия или мелодрама – главное, чтобы человек выходил из театра с ощущением чего-то светлого, а не какой-то чернухи и безысходности.
- В ближайшее время планируется постановка нового спектакля по пьесе Александра Киселёва "Птицелов" (Спектакль о последних днях В.А. Моцарта будет посвящён 260-летию со Дня Рождения Великого Композитора). А каким образом подбираете репертуар? По каким критериям?
- Иногда репертуар возникает буквально из ниоткуда. Порой просматриваешь какие-то пьесы, и думаешь, а почему бы не сделать собственную постановку. При этом я не говорю о том, что каждую пьесу, которую мы принимаемся ставить, выходит в прокат. Бывает, ставишь пьесу, а показываешь ее только лет через пять. Это творческий процесс – может застопориться, могут возникнуть проблемы с площадкой, или что-то еще мешает. На самом деле с этим сталкивается любой театр. Не могу сказать, что у нас есть какая-то определенная направленность, главное, чтобы постановка была, как я уже сказала, без пошлости и «чернухи».
- Театр возник с детской постановки, потом стал радовать зрителей и взрослыми спектаклями. А для кого ставите все-таки больше – для детей или взрослых?
- Я бы сказала, что особого уклона нет. Мы не расставляем приоритеты – детские или взрослые спектакли у нас на одном уровне, одинаково высокого качества.
- Мария, кем для вас быть ближе по душе – актрисой или художественным руководителем?
- В душе я актриса, конечно. Но делить себя на актрису и худрука я не могу. Представьте: рождается котенок, ты его нянчишь, потом он вырастает. Как его можно разделить? Никак! Голова и хвост не может же быть отдельно (смеется, - прим. ред.). Точно так же и здесь – это неразделимо.
-Когда вы подбираете репертуар, предполагаете, «пойдет» ли спектакль у зрителя? Есть какая-то стратегия или это чисто интуитивный процесс?
- Несомненно, мы предполагаем, пойдет постановка или нет. С другой стороны, все зависит от того, как ее подать: как сыграть, как поставить. У меня в планах есть одна идея, которая воплотиться ориентировочно во второй половине сезона, и я тоже задумываюсь над тем – пойдет или не пойдет. Вот вы меня спросили, я об этом как раз думаю: каков смысл постановки, будет ли это интересно.
- Любопытно узнать про труппу актеров. Постоянный ли актерский состав или он меняется?
- Сейчас пришли молодые ребята, которые в работу влились с большим энтузиазмом. При этом те актеры, которые с нами были год назад, продолжают работать в театре. Сейчас у нас очень теплый, сплоченный коллектив. Одним словом - семья. Атмосфера в театре очень хорошая.
- Гастролирует ли театр «Сцена» по России?
- По области их мы уже делали, а гастролировать по России у нас в планах.
- Сколько в среднем времени уходит на постановку спектакля?
- Это непредсказуемо. Сроки, конечно, ставятся, но можем даже раньше закончить, а можем позже. Это такой живой процесс, как «попрет». Может возникнуть клин, и ты ничего не можешь сделать, а бывает, что все идет как по маслу. Я гарантирую, что такая ситуация во всех театрах, просто не все об этом говорят.
- У вас очень плотный график. И все-таки, чем вы любите заниматься, когда выпадает свободная минута?
- У меня вообще-то дети (смеется). Старшему 25 лет, младшему -11, который, кстати, играет в новогодних спектаклях. Хобби – моя собака, кошки. Также очень люблю готовить. Никакими экстремальными видами спорта я не увлекаюсь.
- Театра «Сцена» - камерный. Насколько сложно работать на камерной сцене? Ведь расстояние между зрителем и актером очень маленькое.
- Практически изначально я работала в камерном театре, могу сказать – это мое. Я могу работать и на большой сцене, и на маленькой. Небольшая сцена мне ближе, потому что помимо контакта со зрителем, на ней проявляется уровень актерского мастерства, и попробуй только соврать! Нужно сыграть так, чтобы зритель поверил. Когда полтора метра до зрителя, ощущения – непередаваемые, здесь совсем особая атмосфера, которую можно ощутить, только придя на спектакль.
- На ваш взгляд, насколько важно на сегодняшний день ходить в театр?
- Когда выходишь после какого-то спектакля, ты получаешь невероятный заряд, который может сохраниться на протяжении длительного времени. Зритель здесь, актер там – во время спектакля происходит такой обмен, после которого и актер, и зритель уходят окрыленными. Причем неважно, какой это спектакль. Главное, чтобы не было нецензурщины и «чернухи», которой в «Сцене» вы никогда не увидите.
Беседовал Александр Патрушев