В марте в Екатеринбургском филиале выставят произведения Михаила Шемякина, Пабло Пикассо, Виталия Воловича, Андрея Антонова и др.
27 февраля 2024 года
В первый месяц весны, 2 и 7 марта, Аукционный дом «Литфонд» проведет торги в филиале в Екатеринбурге, на которых будут выставлены живопись, графика и предметы декоративно-прикладного искусства, в том числе – приуроченные к предстоящему Международному женскому дню 8 марта.
Все лоты, в числе которых настоящие реликвии истории и искусства, заявлены по стартовой ставке всего 1 рубль и предоставлены на аукцион коллекционерами, галереями и антикварными салонами Екатеринбурга. Кстати, аукционный дом принимает на торги предметы и от частных лиц.
«Часто бывает, что владельцы уникальных исторических документов, книг или предметов искусства даже не подозревают об их ценности. Бывали случаи, когда во время ремонта выбрасывали целые библиотеки или предметы искусства, за которые на аукционах отдают сотни тысяч рублей. Это большая трагедия для российского арт-рынка, когда шедевры оказываются на помойке», - прокомментировал глава «Литфонда» Сергей Бурмистров.
Святые шедевры
Так, по традиции, обращают на себя внимание раритеты, связанные с православной иконописью. Например, 2 марта заявлена одна из исторических икон, написанная к 12 ноября 1915 года – «Чудесное явление Богоматери русским воинам в Августовском лесу». На иконе имеется надпись: «Явление Богоматери русскому отряду пред поражением германцев в Августовских лесах». Ранее в «Литфонде» продажа такой иконы, но в меньшем размере, составила 460 000 рублей. Предстоящие торги в Екатеринбурге покажут, во сколько будет оценен этот шедевр.
Другим ярким примером старообрядческой иконописной школы можно назвать выставленную 7 марта икону «Богоматерь Одигитрия» первой половины XIX века. Невьянская икона принадлежит старообрядческой иконописной школе, сложившейся на Урале в г. Невьянск и существовавшей в период с XVIII по XX вв. Ее характерной особенностью является синтез традиций допетровской Руси, ориентация на иконографию конца XVI — начала XVII веков, и вместе с тем ощутимое влияние стилей Нового времени: барокко и классицизма. Отличает невьянскую икону тонкость письма, нарядность, декоративность, обилие золота.
Чугунный бюст Крылова
Уникален также бюст «Портрет И.А. Крылова», выполненный по авторской модели 1830 года
Самуила (Фридриха) Ивановича Гальберга (1787-1839 гг.). Фигура изготовлена на Каслинском чугунолитейном заводе в 1881 году, о чем свидетельствуют клейма, включая фамилию формовщика: «КАС.З. 1881» и «С. Халдинъ».
Каслинское литьё — народный промысел, чугунное художественное литейное производство, зародившееся в городе Касли Челябинской области, а также художественные изделия, производящиеся с начала XIХ века в Каслях и на других заводах Урала. Для каслинского литья характерны чёткость форм и ювелирная проработка деталей, что достигается при помощи богатых залежей формовочных смесей, уровня мастерства и особой технологии. В 1900 году работы из каслинского литья были отмечены Гран-при и Большой золотой медалью Всемирной выставки в Париже.
«Чугунная бабушка» Бажова, демидовская стопка и малахитовые часы
Еще один яркий пример каслинского чугунного литья – спичечница «Старуха с прялкой» от скульптора Василия Торокина, который трудился на Каслинском чугуноплавильном и железоделательном заводе с 1859 года. Сама фигурка датируется 1893 годом. Именно про неё русский писатель Павел Бажов в 1943 году написал сказ «Чугунная бабушка». Известно, что Бажов сам бывал в Каслях и восхищался работой каслинских мастеров. Недаром его сказ заканчивается словами: «Работа — она штука долговекая. Человек умрет, а дело его останется». К слову, на подставке выгравирована надпись: «Раб. Торокина» и имеются клейма: «КАС.3. 1893», «К.Каширинъ», а также отпечатаны аверс и реверс золотой медали Всероссийской мануфактурной выставки 1870 года в Санкт-Петербурге.
Исключительную ценность представляет собой образец художественно-декорированных уральских изделий из меди и латуни — стопка, изготовленная на одном из Демидовских заводов в 1756 году. Посуда украшена оригинальным орнаментом и имеет маркировку в виде рельефного клейма «SIBIR», которая указывает на географическое местоположение демидовских заводов, выпускавших медную посуду в западной части Приуралья (Сибири).
Уральский малахит представлен в кабинетном наборе из восьми предметов XIX века, в который вошли большой вазон и три парных вазы, часы с маятником, два канделябра, лампа и пресс-папье. В составе изделий использованы также бронза и позолота. Известно, что первое российское малахитовое месторождение – Гумешевское – открылось в 40-х годах XVIII века вблизи истоков реки Чусовой, к юго-западу от Екатеринбурга. А уральские медные рудники вышли на новый уровень после открытия знаменитого Медноруднянского месторождения. Именно там стали добывать крупные глыбы малахита весом около двух тонн, тогда и начался расцвет малахитового дела в России. Примечательно, что позолоченные часы на малахитовой опоре, аналогичные тем, что в наборе, хранятся в собрании Оружейной палаты.
Культовые художники Свердловска
В числе топовых лотов – редчайший альбом Народного художника России Виталия Воловича (1923-2013 гг.), который с 1932 года жил и работал в Свердловске (Екатеринбурге). Работа представляет собой коллекционную папку серии «Женщины и монстры», включающую 51 лист. Альбом был выпущен в Екатеринбурге в 2015 году тиражом всего 15 экземпляров. Оттиски отпечатаны на бумаге методом шелкографии при непосредственном участии художника. Автором проверен и собственноручно подписан каждый лист внизу: «Женщины и монстры» В Волович 2015».
Кстати, на торги 7 марта, приуроченные к Международному женскому дню, «Литфонд» заявил отдельную оригинальную работу Воловича из серии «Женщины и монстры» 1995 года – с авторской подписью слева внизу: «В Волович 1995».
Следует отметить, что известность Воловичу принесли иллюстрации средневековой литературы, в числе которых «Слова о полку Игореве», «Ричарда III», «Романа о Тристане и Изольде» и другие. Его произведения можно увидеть в музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве, Пражской национальной галерее, Моравской галерее в г. Брно, Музее современного искусства в Кёльне, в музее В. Гёте в Веймаре, Государственной Третьяковской галерее, в Государственном русском музее Санкт-Петербурга и многих частных собраниях. Художник стал одним из трёх героев установленного в Екатеринбурге памятника «Горожане. Разговор» знаменитого российского скульптора Андрея Антонова.
Примечательно, что на аукцион 7 марта выставлена работа и упомянутого Андрея Антонова – бронзовая скульптура «Леда и лебедь» 2008 года с авторским знаком-клеймом внизу: «АА».
Произведения Заслуженного художника России Андрея Геннадьевича Антонова (1944-2011 гг.) находятся в музеях и частных собраниях в России, Австрии, Германии, Израиле, США, Франции, Чехии.
Среди художников, чьи работы заявлены 2 марта, следует отдельно выделить пул авторов, оставивших творческий след именно на Урале: Федор Шмелёв, который жил и творил в Свердловске с 1933 года после освобождения из-под ареста, попавший сюда же по распределению в 1959 году Миша Брусиловский, кузнец и художник свердловского андеграунда Александр Лысяков, мастер натюрморта Николай Зaсыпкин, акварелистка Людмила Полстовалова и другие выдающиеся имена.
Знаковые мастера и любимая тема Пикассо
Следом, 7 марта в «Литфонде», коллекционеров ждут работы таких знаковых художников, как Кирилл Зданевич, зарекомендовавший себя мастером русского художественного авангарда, яркий футурист Михаил Ларионов и признанный корифей современного искусства Михаил Шемякин – причем, на торги выставлена его работа из цикла «Трансформация Пикассо» 1991 года. Это особенно любопытно потому, что также 7 марта на торги выставлена цветная литография Пабло Пикассо «Художник и модель» (Франция, 1954 г.).
«Художник и модель» — любимая тема испанского и французского художника, скульптора, керамиста и дизайнера Пабло Пикассо (1881–1973 гг.), к которой он обращался в разные периоды своего творчества. За всю жизнь мастер создал около 20 тысяч работ. По экспертным оценкам, Пикассо — самый «дорогой» художник в мире и лучший художник среди живших за последние 100 лет. Также его полотна занимают первое место по «популярности» среди похитителей. Заявленное «Литфондом» произведение имеет отношение к серии работ, созданной в послевоенный период, когда Пикассо жил на юге Франции.
Набор для леди: открытка старика Букашкина и винтажный клатч
Особое внимание обращает на себя открытка «Женщины, 8 марта...» работы старика Букашкина и художников группы «Картинник» (Екатеринбург, 1990-е — 2000-е гг.). Эта работа принадлежит яркому представителю неформального искусства Екатеринбурга – поэту, музыканту и художнику, а также знаковой фигуре местного андерграунда Евгению Михайловичу Малахину (1938-2005 гг.), который использовал множество придуманных имен и званий: Старик Букашкин, Какий Акакиевич Кашкин, Народный Дворник России Букашкин, Народный Старик России Б.У. Кашкин.
На открытке изображена игральная карта — дама червей. Над картой расположено поздравительное четверостишие, две последние строчки которого написаны снизу вверх, что служит характерной манерой Малахина. На оборотной стороне карандашом сделан черновой набросок первоначальной версии стихотворения с измененной первой строчкой: «Женщинам — ура! Восьмарта...».
Коллекционеров также порадует заявленная на аукцион 7 марта оригинальная сумочка-клатч San Blas Swarovski конца XX - начала XXI вв. (Австрия). Мода на клатчи существовала, наверное, всегда, ведь именно эта разновидность женской сумочки придает женщине утонченную элегантность. Впервые сумка-клатч появилась в руках строгих красавиц 30-х годов прошлого века, став вместе с кокетливой шляпкой символом эпохи. San Blas — всемирно известный бренд женских аксессуаров и одежды. Упомянутый клатч выпущен знаменитой фирмой Сваровски по заказу бренда Сан Блас.
Более подробно обо всех аукционах можно узнать на сайте «Литфонда».