Джем-сейшн — вещь абсолютно необходимая в джазе, ведь именно в джеме воплощается суть джазовой музыки. На джемах встречаются начинающие и опытные джазисты, чтобы создать нечто новое и обменяться опытом.
Какие-либо ограничения принципиально отсутствуют — музыканты не репетируют заранее и не играют по нотам. Свежие идеи и взгляды новичков сталкиваются с мастерством умудрённых опытом музыкантов. На этом стыке зарождается новая музыка.
Музыка в ходе джема превращается в стихийный творческий поток, где чувства идут напрямую, вдоль по цепочке: «музыкант — инструмент — слушатель», обходя стороной излишнюю концептуальность и композиционность. Именно во время джема джаз становится в той степени импровизационным, в какой он и должен быть.
Музыкальный язык джаза стирает национальные, возрастные и статусные барьеры, давая возможность людям взаимодействовать на уровне ощущений, а не смыслов. Наблюдать за этой фиестой — отдельный вид удовольствия, требующий определённой открытости слушателя.